Во-первых, генераторы, использующие для работы жидкое топливо, достаточно легко в бытовых условиях переделываются для работы на газе. Об этом у нас есть отдельный материал. Во-вторых, эта группа оборудования не получила повсеместного распространения среди потребителей.
Основное отличие дизельного генератора от бензинового, кроется в работе ДВС. Поэтому для того, чтобы разобраться какой же генератор лучше выбрать и купить пользователю, следует обратить внимание на конструкцию двигателя и принцип его работы.
Бензогенераторы
Бензиновые миниэлектростанции применяются при наличии потребности в источнике электроснабжения небольшой мощности. Благодаря относительно небольшому весу и габаритам, бензогенераторы мощностью до 5 кВА достаточно мобильны и позволяют легко переносить их с места на место, при этом возможна и стационарная установка.
Миниэлектростанции на базе бензиновых двигателей называют бензогенераторы или бензиновые электростанции. Мощность бензогенератора обычно не превышает 20 кВА. Получение больших мощностей теряет экономическую целесообразность из-за более низкого ресурса и высокой стоимости топлива, относительно дизельных электростанций.
В бензогенераторах используются двухтактные или четырёхтактные бензиновые двигатели внутреннего сгорания воздушного охлаждения с частотой вращения от 3000 об/мин. Также двигатели бывают с верхним или нижним расположением клапанов. Повышенной надежностью обладают четырехтактные двигатели с верхним расположением клапанов и жидкостным охлаждением двигателя (масло, тосол или антифриз). Моторесурс таких станций может достигать 30.000 моточасов (до капитального ремонта двигателя).
Генераторные установки, снабжённые электрическим стартером, возможно, также, оборудовать различными устройствами автоматического запуска и слежения.
Дизельгенераторы
Дизельные электростанции и установки применяются в качестве основных, резервных или аварийных источников электроэнергии для потребителей одно- или трёхфазного переменного тока, для электропитания тепловозов, карьерных самосвалов, подводных лодок и другой техники. Также используют в малой энергетике, для энергообеспечения вахтовых посёлков, производств, установок связи и т. д., в качестве железнодорожных электростанций и энергорезервирования, в системе аварийного снабжения компьютерных сетей, потребителей собственных нужд на атомных и тепловых электростанциях, и других стратегических объектов, включенных совместно с ИБП.
Преимущества и недостатки дизельгенераторов
Основные преимущества и недостатки дизельных генераторов напрямую связаны с конструкцией и работой дизельного двигателя, которым они оснащаются.
Современные дизельные двигатели обычно имеют коэффициент полезного действия до 40-45 %, некоторые малооборотные крупные двигатели — свыше 50 %. Дизельный двигатель из-за особенностей рабочего процесса не предъявляет жёстких требований к испаряемости топлива, что позволяет использовать в нём низкосортные тяжелые топлива, такие как мазут.
Дизельный двигатель не может развивать высокие обороты — топливо не успевает догореть в цилиндрах, для возгорания требуется время инициации. Высокая механическая напряжённость вынуждает использовать более массивные и более дорогие детали, что утяжеляет двигатель. На максимальных эксплуатационных режимах топливо не догорает, приводя к выбросу облаков сажи, и подачу топлива на больших оборотах приходится уменьшать (механический или электронный корректор подачи).
Зато при низких оборотах дизельный двигатель может работать без дымления при большей цикловой подаче топлива. Потому он выдаёт высокий вращающий момент при низких оборотах, что делает автомобиль более «отзывчивым» в движении, чем такой же автомобиль с бензиновым двигателем.
По сравнению с бензиновыми двигателями, в выхлопных газах дизельного двигателя, как правило, меньше окиси углерода (СО), но теперь, в связи с применением каталитических конвертеров на бензиновых двигателях, это преимущество не так заметно. Основные токсичные газы, которые присутствуют в выхлопе в заметных количествах — это углеводороды (НС или СН), оксиды (окислы) азота (NOх) и сажа (или её производные) в форме чёрного дыма. При этом дизельный двигатель более топливно-экономичен по сравнению с бензиновым (на 30-40 %). Это связано с тем, что в дизельном двигателе степень сжатия воздуха можно доводить до больших величин по сравнению со степенью сжатия горючей смеси в бензиновых двигателях. Как следствие температура отработанных газов в первом случае составляет 600—700°С, что существенно ниже температур отработанных газов карбюраторных двигателей 800—1100°С. Таким образом, с отработанными газами в дизельном двигателе уходит меньше тепла.
Другим важным аспектом, касающимся безопасности, является то, что дизельное топливо нелетучее (то есть, сравнительно плохо испаряется и в замкнутом моторном отделении не образует большого количества легковоспламеняющихся паров) — таким образом, вероятность возгорания у дизельных двигателей намного меньше, тем более, что в них не используется искровая система зажигания.
Явными недостатками дизельных двигателей являются помутнение и застывание (запарафинивание) летнего дизельного топлива при низких температурах. Также они крайне чувствительны к загрязнению топлива механическими частицами и водой. Топливная аппаратура дороже и существенно сложнее в ремонте, так, как и форсунки и ТНВД являются прецизионными устройствами. Ремонт дизельных двигателей вообще значительно дороже ремонта бензиновых моторов аналогичного класса. Литровая мощность дизельных моторов также, как правило, уступает аналогичным показателям бензиновых моторов, хотя дизельные моторы обладают более ровным и высоким крутящим моментом в своём рабочем диапазоне.
В своей основе конструкция дизельного двигателя подобна конструкции бензинового двигателя. Однако, из-за более высоких давлений в цилиндрах на циклах сжатия и расширения, аналогичные детали должны быть прочнее аналогичных деталей карбюраторных двигателей и, следовательно, тяжелее. Хон на поверхности зеркала цилиндра более грубый, а твёрдость зеркал цилиндров выше. Головки поршней специально разрабатываются под особенности процессов сгорания и рассчитаны на повышенную степень сжатия. При прямом (непосредственном) впрыске головки поршней обычно содержат в себе камеру сгорания. Средние и тяжелые двигатели, как правило, имеют поршни с принудительным масляным охлаждением.
В целом, как видите, дизельные и бензиновые генераторы обладают определенным набором преимуществ и недостатков, которые обуславливают различные сферы их применения.